Как рождаются иконописцы? Если исторически смотреть, то иконописный промысел (я имею ввиду императорскую России и немного ранее) — явление в основном династическое. Были села, к примеру «владимирские», где жили сотни иконописцев и только этим занимались. Конечно, нельзя исключать и таланты, но приобщение к ремеслу начиналось в раннем возрасте. Так было до повального разорения промысла в конце 19 в.
С начала 20 в. появились иконописные училища. Но проект заглох, так как не был востребован обществом. Что касается нашего времени — про 50−80 г. г. — много написано, как возрождалась иконопись.
Я по своему опыту и кругу общения знаю, что нет одинаковых историй, как люди вдруг решают заниматься иконописью, все индивидуально. Роднит одно — все имели отношение к художеству, неважно в какой сфере и какого уровня.
Ну, а сейчас существуют институты с иконописными факультетами, и всевозможные частные школы, курсы обучения и т. п.
По мне — это потеря времени, и там не учат творить и мыслить креативно, а как известно можно и зайца научить курить. Я знаю людей, которые отучились там хренову тучу времени с желанием все побыстрее забыть)
Могу научить писать икону любого человека с художественным навыком.За пару месяцев, этого достаточно. Но это касается только технической стороны дела. Для мозгов - даже не знаю. Талантливых людей много, проблема в другом - уметь приложить свой талант в нужное русло, а потом плыть по нему.
Проблема еще в том, что вокруг иконописи существует множество предрассудков и мифов. Попав в голову как вирус в операционную систему, он ломает все и с такими людьми вообще бесполезно о чем-либо говорить.
Вопросы религии я не затрагиваю: приходили в мастерскую учиться набожные люди - это беда)
Я из Великого Новгорода, все по классике: художественная студия, художественная школа, училище, потом работал в Россреставрации по древнерусской темперной живописи, и фрески летом. Затем уволился и ушел в художники. Работал в фигуративном стиле, немного наивном, свое потом и перенёс в икону.
Мне повезло: в юности я учился у совершенно разных художников, помимо обычного обучения и считаю, что иконописи надо учиться именно так, средневековым способом, в мастерской, в процессе.
Как люди приходят к иконе, по сути, значения не имеет. Есть другой вопрос! Об иконе не говорят. Она самодостаточная вещь. Можно говорить о технике, поисках, иконографии, т. е. все около.
Есть присказка у художников — художника не обманешь! Можно любую лапшу плести, но за тебя все скажет работа. Так и с иконой: она есть, смотрите!
Я иконописцев всегда представляла иначе. Вы очень интересно выглядите. Только по вашим татуировкам можно отдалённо догадаться, чем вы занимаетесь. На видных частях тела — это ангелы, демоны, Божественные Лики. Почему такие картинки на вас?
Ну да, а как надо выглядеть? В лаптях и на лошади?) Но так думают малое количество людей, я не часто встречаюсь с подобным. Как бэ, а чумной доктор должен ходить в маске-клюве?)
Сюжеты тату никакого отношения не имеют к теме. Тату это вообще о другом. Кто-то с парашютом прыгает. По мне это такая же своя филия или фобия. Так человеку захотелось и ок — его дело.
Но вот история была. В мастерскую пришла женщина приобрести иконы. Работает в сфере культуры, телевидения вроде, не помню точно, посмотрела на меня и говорит: а вот иконы ваши я не куплю! Но иконы то не подписаны — купила мои)
О чем это говорит? Что любой интеллект может работать в примитивном режиме.
Кто ваш заказчик? Можете описать его образ? Есть церковные заказы, по инету бывает, но крайне редко, но с ними все ясно: иконы — часть украшения, утвари храмов. Про частных заказчиков статистики нет ни у кого. Проще сказать: все кому интересно новое художество — и те кто в теме, и те кто впервые видит икону (да, такое не редкость).
Потому что современная иконопись явление маргинальное: обычно люди видят иконы в музеях, церквях, в лавках, а то, что новые иконы еще и пишутся, для некоторых звучит шоком.
Есть конечно русская религиозная традиция, ментальность, никуда она не делась, и что иконы в доме желательны.
Мои покупают как икону, как сакральный объект, и как интересный артобъект.
Вы отказывали человеку в заказе? Были такие случаи? В заказе иконы никогда. А смысл? Это же мой хлеб. Бывали случаи когда просили что-то нарисовать в иконописной технике, то да - за такое не берусь, неинтересно.
Как называется ваш стиль письма? Он ваш личный? У каждого художника есть свой стиль, манера, всегда что-то привносится свое. Вопрос интересно ли его кому-либо смотреть?
Обычно новую иконопись принято называть «авторская икона», как бы за неимением другого термина, а скорее неразвитостью этой темы в иконописи.
Я свой стиль называю провинциальный, а без самобытности никакого стиля и не будет.
Человек, который пишет Иконы, он ближе к Богу? Я так не думаю именно в таких понятиях. Ближе - дальше.
С вами случались божественные чудеса? Например, были подсказки «оттуда»? Мол, ты этому человек лучше вот эту икону напиши. Ему она важен и нужнее. Нет, мне тема мистики в религии неинтересна. Сама готовая икона — вот мистика! Писал, писал и вдруг вышло! Чудо же!
При знакомстве с вами девушки/женщины удивляются вашу ремеслу? По-разному. Обычно это не лейтмотив знакомства и разговора, взрослые же люди. Каждый занимается своим делом.
С женщиной главное эмоции, а о чем они - не важно - можно и об иконах.
Почему Иконы не подписывают, как картины? У меня есть икона вашей работы. Подпишите мне? Подписывали иконы — это из серии мифов. До нас дошли сотни имен средневековых иконописцев и чем позже по времени икона — тем чаще можно увидеть подпись или печать мастерской.
Только надо иметь ввиду еще один момент: иконы писали артельно, миллионами в год. По несколько сотен в день одна мастерская продавала возами. Смысл подписывать этот опт?)
А крутые мастера везде ставили свою подпись, как же ещё. Вся эта мифология сакрализации иконописцев пошла с конца нач. 17−18 в. в, тогда много таких морализаторско-уставных книжек было. P. S. Илья, подписал мне икону.
Можно ли рекламировать себя, как это делают художники? Печатают свои альбомы, делают выставки? Это все есть: выставки, каталоги, ярмарки, альбомы. Но в таких мизерных масштабах, что можно не обращать внимания. Я за интересными мне художниками слежу в инете. Инетплощадки гораздо круче чем в реальности, в смысле мероприятия.
Вы верите, что ваши Иконы помогают людям? Это люди пусть сами решают. А то вопрос типа — вы освящаете иконы? Нет, освящает священник, у каждого своя работа.
Всегда ли вы были верны иконописи? В смысле? Участие в других художественных проектах? Во-первых на это времени нет вообще, во 2-х — в любой проект надо погружаться полностью, если не халтурить.
Есть ваши работы в церквях? Расписывали ли вы храмы? Да, много и отдельных икон, и ряды в иконостасы писал. Но храм — это уже готовый ансамбль с иконами, поэтому пишешь туда под тот стиль который там.
Почему икона? Почему вообще образ? И зачем? Начнем с того, как я отношусь к обычным, популярным вопросам об иконе. Мне это напоминает рассказ экскурсовода в музее. Небольшой рассказ о мозаике иконографической событий и ничего главного. Кто как жил, где родился, кто кем был и т. д. — все это я называю «попсой».
Есть вопрос более интересный, он всего в двух словах. Почему Икона? Звучит странно, но давайте посмотрим на саму историю христианства. До 6 века иконописи не было, а религиозные изображения, конечно же, были. Я имею ввиду почему люди вернулись именно в 6 веке к почитанию образа.
Здесь есть интересный парадокс. Поклонение образам, в Христианстве иконам, оно свойственно политеизм, в монотеистических религиях этого нет. И что же произошло, почему вдруг люди вернулись к иконе. При чем если мы обратимся к Евангелию: слово икона там употребляется только два раза. К изображению идола антихриста. Апостол Павел писал, что Божью Славу заменили подобием, конкретно про язычество.
Главный вопрос в чем, какие лакуны закрывает икона в самовыражении общества? Перечислю несколько функционалов иконы. Материальное изображение, которое заменяет умозрительный образ (одна из версией, что это портрет) — по сути икона, конечно же, портрет.
Есть служебный функционал иконы храмовой — это обряды, службы, литургия, оформление Храма. Культовый функционал — как реликвия.
Но здесь нет ответа на простой вопрос: Почему образы? В основе иконы — это моленный образ. Молитва — это та самая лакуна, которая всегда есть у любого человека. Это та пустота, какая-то трещина в душе. Когда человек молится, он испытывает нужду, и ему нужна помощь. Такая потребность у человека существует с первобытных времен, она встроена в его генетический код.
Получается, что икона может быть совершено любой.Любой стиль, школа, иконографии, как только не писали раньше. Сама сущность иконы определяется самим человеком.
Нет объяснения тому, почему и как я стал иконописцем. Я не любитель пафосных выражений, но в моих иконах есть моменты моих душевных волнений и размышлений. В них можно увидеть часть моей жизни. Я пишу икону и единственная мысль в моей голове или можно назвать ее молитвой, чтобы на нее сошел святой дух.
Это образно, конечно. Не в виде голубя или божественных энергий, а это художниками всегда чувствуется. Пошло, заработало. Что там заработало — непонятно: свет, рисунок, неважно. Но я уже вижу, что работа нашлась и что-то в ней состоялось.
Святому духу необязательно на саму икону сходить, можно и рядом. Рядом будет достаточно. Когда такое событие происходит, то испытываешь чувство какого-то счастья, катарсиса, метанойи. Да, такое бывает! Но редко.
Спасибо за ваше внимание к проекту. Подписывайтесь на новые истории и закажите себе икону.
Илья ведет ТГ, где подробно рассказывает о письме провинциальных иконhttps://t.me/iconprovinceзахотите заказать икону - пишите в Telegram @ilia_anf