Иконописец Илья Ходырев
Как рождаются иконописцы?
Если исторически смотреть, то иконописный промысел (я имею ввиду императорскую России и немного ранее) — явление в основном династическое. Были села, к примеру «владимирские», где жили сотни иконописцев и только этим занимались. Конечно, нельзя исключать и таланты, но приобщение к ремеслу начиналось в раннем возрасте. Так было до повального разорения промысла в конце 19 в.

С начала 20 в. появились иконописные училища. Но проект заглох, так как не был востребован обществом. Что касается нашего времени — про 50−80 г. г. — много написано, как возрождалась иконопись.
Я по своему опыту и кругу общения знаю, что нет одинаковых историй, как люди вдруг решают заниматься иконописью, все индивидуально. Роднит одно — все имели отношение к художеству, неважно в какой сфере и какого уровня.
Ну, а сейчас существуют институты с иконописными факультетами, и всевозможные частные школы, курсы обучения и т. п.

По мне — это потеря времени, и там не учат творить и мыслить креативно, а как известно можно и зайца научить курить. Я знаю людей, которые отучились там хренову тучу времени с желанием все побыстрее забыть)
Могу научить писать икону любого человека с художественным навыком. За пару месяцев, этого достаточно. Но это касается только технической стороны дела. Для мозгов - даже не знаю. Талантливых людей много, проблема в другом - уметь приложить свой талант в нужное русло, а потом плыть по нему.
Проблема еще в том, что вокруг иконописи существует множество предрассудков и мифов. Попав в голову как вирус в операционную систему, он ломает все и с такими людьми вообще бесполезно о чем-либо говорить.

Вопросы религии я не затрагиваю: приходили в мастерскую учиться набожные люди - это беда)
Я из Великого Новгорода, все по классике: художественная студия, художественная школа, училище, потом работал в Россреставрации по древнерусской темперной живописи, и фрески летом. Затем уволился и ушел в художники. Работал в фигуративном стиле, немного наивном, свое потом и перенёс в икону.
Мне повезло: в юности я учился у совершенно разных художников, помимо обычного обучения и считаю, что иконописи надо учиться именно так, средневековым способом, в мастерской, в процессе.
Как люди приходят к иконе, по сути, значения не имеет. Есть другой вопрос! Об иконе не говорят. Она самодостаточная вещь. Можно говорить о технике, поисках, иконографии, т. е. все около.

Есть присказка у художников — художника не обманешь! Можно любую лапшу плести, но за тебя все скажет работа. Так и с иконой: она есть, смотрите!

Я иконописцев всегда представляла иначе. Вы очень интересно выглядите. Только по вашим татуировкам можно отдалённо догадаться, чем вы занимаетесь. На видных частях тела — это ангелы, демоны, Божественные Лики. Почему такие картинки на вас?

Ну да, а как надо выглядеть? В лаптях и на лошади?) Но так думают малое количество людей, я не часто встречаюсь с подобным. Как бэ, а чумной доктор должен ходить в маске-клюве?)

Сюжеты тату никакого отношения не имеют к теме. Тату это вообще о другом. Кто-то с парашютом прыгает. По мне это такая же своя филия или фобия. Так человеку захотелось и ок — его дело.

Но вот история была. В мастерскую пришла женщина приобрести иконы. Работает в сфере культуры, телевидения вроде, не помню точно, посмотрела на меня и говорит: а вот иконы ваши я не куплю!
Но иконы то не подписаны — купила мои)

О чем это говорит? Что любой интеллект может работать в примитивном режиме.

Кто ваш заказчик? Можете описать его образ?
Есть церковные заказы, по инету бывает, но крайне редко, но с ними все ясно: иконы — часть украшения, утвари храмов. Про частных заказчиков статистики нет ни у кого. Проще сказать: все кому интересно новое художество — и те кто в теме, и те кто впервые видит икону (да, такое не редкость).
Потому что современная иконопись явление маргинальное: обычно люди видят иконы в музеях, церквях, в лавках, а то, что новые иконы еще и пишутся, для некоторых звучит шоком.

Есть конечно русская религиозная традиция, ментальность, никуда она не делась, и что иконы в доме желательны.

Мои покупают как икону, как сакральный объект, и как интересный артобъект.
Вы отказывали человеку в заказе? Были такие случаи?
В заказе иконы никогда. А смысл? Это же мой хлеб. Бывали случаи когда просили что-то нарисовать в иконописной технике, то да - за такое не берусь, неинтересно.

Как называется ваш стиль письма? Он ваш личный?
У каждого художника есть свой стиль, манера, всегда что-то привносится свое. Вопрос интересно ли его кому-либо смотреть?

Обычно новую иконопись принято называть «авторская икона», как бы за неимением другого термина, а скорее неразвитостью этой темы в иконописи.

Я свой стиль называю провинциальный, а без самобытности никакого стиля и не будет.

Человек, который пишет Иконы, он ближе к Богу?
Я так не думаю именно в таких понятиях. Ближе - дальше.

С вами случались божественные чудеса? Например, были подсказки «оттуда»? Мол, ты этому человек лучше вот эту икону напиши. Ему она важен и нужнее.
Нет, мне тема мистики в религии неинтересна. Сама готовая икона — вот мистика! Писал, писал и вдруг вышло! Чудо же!
При знакомстве с вами девушки/женщины удивляются вашу ремеслу?
По-разному. Обычно это не лейтмотив знакомства и разговора, взрослые же люди. Каждый занимается своим делом.

С женщиной главное эмоции, а о чем они - не важно - можно и об иконах.

Почему Иконы не подписывают, как картины? У меня есть икона вашей работы. Подпишите мне?
Подписывали иконы — это из серии мифов. До нас дошли сотни имен средневековых иконописцев и чем позже по времени икона — тем чаще можно увидеть подпись или печать мастерской.

Только надо иметь ввиду еще один момент: иконы писали артельно, миллионами в год. По несколько сотен в день одна мастерская продавала возами. Смысл подписывать этот опт?)

А крутые мастера везде ставили свою подпись, как же ещё.
Вся эта мифология сакрализации иконописцев пошла с конца нач. 17−18 в. в, тогда много таких морализаторско-уставных книжек было.
P. S. Илья, подписал мне икону.

Можно ли рекламировать себя, как это делают художники? Печатают свои альбомы, делают выставки?
Это все есть: выставки, каталоги, ярмарки, альбомы. Но в таких мизерных масштабах, что можно не обращать внимания. Я за интересными мне художниками слежу в инете. Инетплощадки гораздо круче чем в реальности, в смысле мероприятия.
Вы верите, что ваши Иконы помогают людям?
Это люди пусть сами решают. А то вопрос типа — вы освящаете иконы? Нет, освящает священник, у каждого своя работа.

Всегда ли вы были верны иконописи?
В смысле? Участие в других художественных проектах? Во-первых на это времени нет вообще, во 2-х — в любой проект надо погружаться полностью, если не халтурить.

Есть ваши работы в церквях? Расписывали ли вы храмы?
Да, много и отдельных икон, и ряды в иконостасы писал. Но храм — это уже готовый ансамбль с иконами, поэтому пишешь туда под тот стиль который там.

Почему икона? Почему вообще образ? И зачем?
Начнем с того, как я отношусь к обычным, популярным вопросам об иконе. Мне это напоминает рассказ экскурсовода в музее. Небольшой рассказ о мозаике иконографической событий и ничего главного. Кто как жил, где родился, кто кем был и т. д. — все это я называю «попсой».
Есть вопрос более интересный, он всего в двух словах. Почему Икона?
Звучит странно, но давайте посмотрим на саму историю христианства. До 6 века иконописи не было, а религиозные изображения, конечно же, были. Я имею ввиду почему люди вернулись именно в 6 веке к почитанию образа.

Здесь есть интересный парадокс. Поклонение образам, в Христианстве иконам, оно свойственно политеизм, в монотеистических религиях этого нет. И что же произошло, почему вдруг люди вернулись к иконе.
При чем если мы обратимся к Евангелию: слово икона там употребляется только два раза. К изображению идола антихриста. Апостол Павел писал, что Божью Славу заменили подобием, конкретно про язычество.

Главный вопрос в чем, какие лакуны закрывает икона в самовыражении общества?
Перечислю несколько функционалов иконы. Материальное изображение, которое заменяет умозрительный образ (одна из версией, что это портрет) — по сути икона, конечно же, портрет.

Есть служебный функционал иконы храмовой — это обряды, службы, литургия, оформление Храма. Культовый функционал — как реликвия.

Но здесь нет ответа на простой вопрос: Почему образы?
В основе иконы — это моленный образ. Молитва — это та самая лакуна, которая всегда есть у любого человека. Это та пустота, какая-то трещина в душе. Когда человек молится, он испытывает нужду, и ему нужна помощь. Такая потребность у человека существует с первобытных времен, она встроена в его генетический код.

Получается, что икона может быть совершено любой. Любой стиль, школа, иконографии, как только не писали раньше. Сама сущность иконы определяется самим человеком.

Нет объяснения тому, почему и как я стал иконописцем.
Я не любитель пафосных выражений, но в моих иконах есть моменты моих душевных волнений и размышлений. В них можно увидеть часть моей жизни.
Я пишу икону и единственная мысль в моей голове или можно назвать ее молитвой, чтобы на нее сошел святой дух.

Это образно, конечно. Не в виде голубя или божественных энергий, а это художниками всегда чувствуется. Пошло, заработало. Что там заработало — непонятно: свет, рисунок, неважно. Но я уже вижу, что работа нашлась и что-то в ней состоялось.
Святому духу необязательно на саму икону сходить, можно и рядом. Рядом будет достаточно. Когда такое событие происходит, то испытываешь чувство какого-то счастья, катарсиса, метанойи. Да, такое бывает! Но редко.
Спасибо за ваше внимание к проекту. Подписывайтесь на новые истории и закажите себе икону.
Илья ведет ТГ, где подробно рассказывает о письме провинциальных икон https://t.me/iconprovince захотите заказать икону - пишите в Telegram @ilia_anf
/ Познакомьтесь с другими историями