Момент «озарения», что живопись — моё призвание, случился не сразу.

Ксения Рудикова, 19 лет.

Юную художницу Ксению Рудикову я встретила на выставке иконописца Ильи Ходырева. Ксюша забежала с мамой после работы посмотреть иконы, а наш мимолетный разговор дал рождение истории о художницы.
Евгения Каверина - автор проекта Smart Stories.
Ксения, расскажите, с какого момента вы поняли, что живопись — это ваше призвание?

Как и многие дети, я ходила в изостудию, но всё изменилось в шестом классе. Родители просто подошли и сказали: «Через 20 минут начинается занятие в художественной школе при ГГУ. Если хочешь попробовать — поедем за материалами». Это было неожиданно, и я, скорее от растерянности, согласилась.

Поначалу было страшно: вместо вольного творчества — строгая программа, оценки, требования. Первое занятие запомнилось на всю жизнь: мы лепили плинт (пластилиновую основу для скульптуры), а преподавательница выравнивала его линейкой, безжалостно срезая даже миллиметровые неровности. Тогда мне казалось, что это каторга! К счастью, дальше стало легче — появились друзья, я втянулась в процесс и даже полюбила эту систему.
В седьмом классе я просто чётко поняла: не хочу тратить лишние два года в школе, нужно поступать. Так, от противного, и выбрала специальность живописца-педагога в ГГУ. Даже не рассматривала другие варианты — была уверена, что всё получится. И ведь получилось!
Живопись остаётся частью меня, даже если временно отодвигается на второй план. Раньше я боялась, что без неё не смогу, но теперь понимаю: важно не «гореть» из-за вынужденных перерывов, а радоваться, когда есть возможность творить.
А вот момент «озарения», что живопись — моё призвание, случился не сразу.
Сейчас у меня впервые появилась пауза, чтобы задуматься:

«А действительно ли я хочу этим заниматься?».
И ответ — да.
Какие воспоминания из детства связаны у вас с рисованием?

Мои родители всегда активно предлагали мне попробовать разные творческие мастер-классы — порой даже самые неожиданные. Сейчас я понимаю, что это помогло мне выработать собственный вкус и чётко чувствовать: что для меня — развитие, а что просто красивая «обёртка».

Больше всего запомнились моменты из учебной среды. Уже тогда, хоть и по-детски, я улавливала разницу между форматами. Например, чувствовала, что многие мастер-классы — это просто шаблонные занятия для массового потребления: «Смотрите, как просто! И вы так сможете». А вот лекции настоящих мастеров, их мысли и процесс работы — это другое. Они давали гораздо больше, даже если требовали большего внимания.

Есть ли в вашей семье творческие традиции или таланты у родственников?

Прямых наследственных талантов — художников или музыкантов — в нашей семье не было. Но творчество всегда присутствовало в повседневной жизни, просто в более камерном, «ремесленном» формате.

Например, я хорошо помню, оформленный альбом из армии — не просто вклеенные снимки, а создавали целые композиции: подписывали от руки, рисовали в плакатном формате. Это было своеобразное искусство — не громкое, но очень душевное.

Может быть, именно поэтому я с детства воспринимала творчество не как что-то возвышенное и недоступное, а как естественную часть жизни — то, что можно просто взять и сделать своими руками.
Расскажите о первой картине, которой вы по-настоящему гордитесь.

Это был мой дипломный проект в художественной школе - декоративный натюрморт, выполненный гуашью на тонированной бумаге с добавлением цветных карандашей. Преподаватель поставил композицию, но дал полную свободу в выборе техники.

Я создала яркую, контрастную работу - именно такой стиль мне особенно близок. Самое приятное, что спустя 4 года эта картина до сих пор висит в школе в качестве учебного пособия. Когда я прихожу туда и вижу её на стене, всегда испытываю особую гордость - ведь это значит, что моя работа действительно чего-то стоит.

Были ли у вас творческие кризисы до сегодняшнего дня, и как вы их преодолевали?

Я бы сказала, что существую в состоянии постоянного творческого поиска - это моя естественная среда. Основная сложность для меня - найти ту самую тему, ради которой хочется браться за кисти. В идеале, когда работа рождается из внутренней потребности, процесс приносит радость независимо от внешней оценки.
Но часто бывает иначе: есть
и технические навыки,
и материалы под рукой, а вот этого самого "что сказать?" - нет.
Сейчас модно называть это артблоком. Хотя, пожалуй, "кризис" - слишком громкое слово. Скорее, это рабочий процесс художника: периоды вдохновения сменяются фазами переосмысления. Я научилась принимать такие моменты как часть творческого пути. Иногда помогает переключение на другие техники или форматы, иногда - просто дать себе время. Главное - не заставлять, а вслушиваться в себя.

Для меня художник - это не роль, которую можно включать и выключать. Это сама суть того, как я воспринимаю мир. Поэтому вопрос сочетания не стоит - я просто живу, и творчество естественно вплетается во все сферы, включая заботу о родных.

Что значит для вас «обычная жизнь менеджера» и чего вы в ней боитесь?

Работа менеджера после испытательного срока вызывает у меня тревогу. Мне сложно работать в системе, где контролируют твои действия. Хотя многие мои знакомые панически боятся офисной рутины, я понимаю: многое зависит от отношения. Пока эта работа дает финансовую стабильность и - что важнее - сохраняет время для творчества. Работа также помогает отвлечься от живописи.
Защита диплома принесла для меня тяжелые последствия.
Художественная школа дала такой сильный фундамент, что в колледже я с первых курсов выделялась уровнем работ. К финалу я точно знала - красный диплом обеспечен.

Но настоящий удар пришел после: мой дипломный проект, на который я возлагала надежды, получил совершенно неожиданную оценку на конкурсе. Это выбило почву из-под ног.

Сейчас я постепенно возвращаюсь к живописи - готовлю холсты, чувствую, как просыпается желание творить. Еще не знаю, что будет с этими работами потом, но понимаю главное: писать нужно прежде всего для себя. Это мой способ заново обрести почву под ногами.

Каких ценностей вы придерживаетесь и как они отражаются в вашем творчестве?

Последние полгода я часто задаюсь вопросом "для чего?". Пришла к выводу, что в конечном счете мы делаем все для себя. Каждое "я делаю это для..." или "я стремлюсь туда для..." неизбежно приводит к главному - "для чего жить?".
Этот длинный путь размышлений помог мне научиться замедляться, получать удовольствие от самого действия, независимо от результата. В творчестве, как и в жизни, важнее не победа, а участие. Не конечная цель, а радость от каждого мазка кисти, от самого процесса создания.

Эти ценности отражаются в моих работах - они становятся более осознанными, менее гончими за результатом. Я позволяю себе экспериментировать, пробовать новое просто потому, что это интересно. Творчество превращается не в средство достижения чего-то, а в способ быть здесь и сейчас, наслаждаться моментом.
Мой ответ - чтобы наслаждаться процессом.
Какие художники (классики или современные) остаются для вас примером?

Меня вдохновляет история общества Передвижников — их сплоченность и стремление выйти за рамки академических традиций. Это пример того, как важно оказаться в нужное время в нужном месте с единомышленниками .

Среди современных художников я особенно ценю работы студентов Академии Глазунова.
Пусть это «интернетная картинка», но мне нравится их подход: они много путешествуют и пишут с натуры, при этом не просто копируют реальность, а переосмысляют её.

Отдельно хочу выделить Азата Нургалеева. Я слежу за его творчеством уже два года и восхищаюсь тем, как он переработал академические знания (полученные в Академии Штиглица) в собственный стиль. В его работах всегда читается четкая конструкция — будь то фигура человека или архитектурный мотив. Его умение чувствовать форму и механику движения — то, к чему я сама стремлюсь в своем творчестве.

Что чаще всего вас вдохновляет: люди, природа, архитектура или абстрактные идеи?

Для меня источником вдохновения может стать что угодно - от трещины в асфальте до философской концепции. Главное - пропустить это через призму собственного восприятия, дать материалу "отстояться" в сознании. Только после такой внутренней переработки возникает та самая искра - импульс, который превращает простое наблюдение в творческий процесс.
Мне важно не столько то, что я вижу, сколько то, как это преобразуется в моем воображении. В этом и есть магия творчества: оно стирает границы между реальным и воображаемым.

Можете ли вы назвать работы других авторов, которые изменили ваше представление о живописи?

При работе над дипломной работой морально держалась на концепции Рериха как художника. Его живопись не Шишкинская педантичная точно, а про важность духовности.

Есть ли у вас «ритуалы» или особые приёмы для активации вдохновения?

Хорошая музыка, уединение и улыбки на лицах.

Следите за современными арт-сценами в России и мире — и что берёте для себя?

Нет, обычно интересуюсь только узкими вопросами. Но мне нравится тенденция стилизации средневековья в наше время ( кольчуги, кокошники, рубашки распашонки и платья с фартуками).

Как меняется ваше вдохновение в зависимости от настроения или обстоятельств?

Проще всего писать, когда разговариваешь с кем-то на глубокую тему, которая не подключает эмоции. Крайняя из таких была на тему «Скучно. Что это за зверь и как его понимать».
/Мотивы и источники вдохновения
Ведь живопись — это всегда диктатура художника: мы двигаем, усиливаем, трансформируем, чтобы создать живую *ЖИВопись*. Их работы помогают мне расширять насмотренность и находить новые решения .
Мои наработки обычно ограничиваются тремя-пятью эскизами - больше мне просто не осилить. Первый набросок чаще всего получается самым живым, потому что в нем вся концентрация на идее, а не на технике. Когда перехожу к холсту, начинается мучительный процесс: постоянно кажется, что нужно что-то подвинуть, переделать, исправить. От этого быстро устаю.

Скетчбук веду хаотично - туда попадают обрывки мыслей, быстрые наброски, иногда просто цветовые пятна. Отдельно записываю идеи в заметки на телефоне - фразы, ассоциации, случайные образы. Но систематизировать это все у меня не получается.
Последующие правки часто убивают первоначальный замысел. Пытаюсь бороться с этим, ограничивая число эскизов и делая перерывы между этапами работы. Но идеального решения пока не нашла - каждый раз это мучительный поиск баланса между задумкой и исполнением.
Главная проблема - я не могу сохранить ту свежесть, которая есть в первом варианте.
Как вы узнали о результатах вступительных испытаний, и что вы почувствовали? И куда вы поступали?

О результатах вступительных узнала как все — через сайт. Но осознание пришло странное: половину сил, потраченных на диплом, можно было направить на подготовку к поступлению. Хотя сейчас об этом не жалею.

Последние три месяца я буквально физически чувствовала, что эта затея не выгорит. Честно говоря, моей целью было «не поступить опять в ГГУ». Даже были порывы отправить всё онлайн, но госуслуги "вовремя" переставали работать.

Безумно благодарна колледжу ГГУ за всё, что он мне дал. Но на четвёртом курсе стало невыносимо тяжело в этой местности. Шесть дополнительных лет там? Не думаю, что выдержала бы. Тогда зачем?

В этом году пробовала подать документы в РГУ им. Косыгина — на ювелирное дело и что-то связанное с промышленным дизайном. Теперь у меня есть как минимум год передышки, чтобы решить: есть ли силы снова поступать, куда именно, и нужно ли это вообще. Возможно, присмотрюсь к истории искусств.

Главный урок, который я усвоила, наблюдая за чатом абитуриентов: не стоит ломать себя ради поступления. Никто не знает, как сложится жизнь после - иногда такой выбор приносит больше вреда, чем пользы, даже если в руках окажется заветная "корочка".

Во время подготовки меня не покидала мысль (часто мелькавшая в рилсах): поступление - это просто отсрочка взрослой жизни. И я склонна с этим согласиться. Уже сейчас вижу разницу между ровесниками, окончившими колледж, и теми, кто пошел в университет после школы. В определенном возрасте этот выбор действительно имеет значение, но не стоит делать из него культ.

Когда я подавала документы на дизайн, то уже смирилась с мыслью, что живопись станет лишь хобби в свободное время. Сейчас всё так и есть — я пишу после работы, но осознаю, что в этой ситуации у меня даже больше возможностей, чем если бы поступила.
/Ситуация с поступлением и текущие вызовы
Провал с поступлением неожиданно дал мне свободу: теперь я не обязана соответствовать академическим стандартам, могу экспериментировать как хочу. Работа обеспечивает материалы.
Особенно отталкивает меня политика "поступить ради поступления". Среди девушек это выглядит удручающе - они занимают места тех, кто действительно горит этой специальностью. Парней хоть можно понять: для многих это вопрос отсрочки от армии. Но в итоге получается печальная картина: все учатся там, где не хотели.
Живопись перестала быть обязательным маршрутом и стала осознанным выбором. Возможно, если бы я поступила, это чувство потерялось бы под грузом учебной программы. Сейчас мне не нужно оправдывать ничьи ожидания — только свои. И хотя путь оказался не таким, как я планировала, в этом есть своя ценность: я сохранила радость от процесса, а не превратила его в рутину.

Везде можно создать комфорт для себя, а если ты его не видишь, то значит и не ищешь.

Какие конкретные препятствия мешают вам сейчас развиваться как художнице?

После защиты диплома я столкнулась с болезненным противоречием: вначале — похвала, а потом — полное обесценивание той же работы теми же людьми. Год труда, вытекающий из курсовой, будто растворился в воздухе.
Этот опыт стал для меня важным, но горьким уроком. С одной стороны — обида от ощущения связанных рук: работа больше не моя, я не могу её доработать или хотя бы хранить (да и места дома нет). С другой — чёткое понимание: единственное, что действительно остаётся, — это удовольствие от процесса. Всё остальное — оценки, судьба работы, чужие мнения — вторично и неподконтрольно.
Главное — я наконец почувствовала разницу между "должна рисовать" и "хочу рисовать".
Диплом забрало учебное заведение, и теперь его судьба мне неизвестна: может, он пылится в архиве, а может, ездит по выставкам без моего ведома.
Сейчас главное препятствие — не внешние обстоятельства, а внутренняя усталость от этой системы. Нужно время, чтобы заново научиться творить «для себя», без оглядки на институтские рамки. Но, возможно, это и есть следующий этап роста — когда искусство становится искренним, а не обязательным.

Что вас поддерживает в моменты сомнений и усталости?

Когда накатывает усталость и сомнения, я даю себе время просто поплакать — а потом напоминаю: если не я, то кто? Внешняя поддержка важна, но она приходит только тогда, когда я сама подаю сигнал.
Не надо соответствовать ожиданиям, оправдывать вложения или гнаться за признанием. Можно просто делать, потому что хочется.
Мне стало легче, когда я приняла простую правду: мое творчество никому не нужно, кроме меня. И в этом — свобода.
Сейчас я в активном поиске новых форматов для развития — присматриваюсь к программам Азата Нургалеева, где чувствуется тот самый баланс между академичностью и современным взглядом на искусство. Меня привлекает его подход: никакой воды, только конкретные навыки — от анатомии до композиции.

Ещё крутятся мысли о студиях с натурщиками — хочется оживить свои работы, добавить им той самой естественной динамики, которую не передашь по фото. Хотя, если честно, пока не понимаю, что мне больше подойдёт: строгие курсы с домашками или свободное посещение мастерских, где можно просто приходить и рисовать без обязательств.

Возможно, правильный формат сам меня найдёт — как это уже бывало раньше. Главное, чтобы было пространство для экспериментов, без давления «надо». Сейчас мне важнее процесс, чем результат: пробовать новые материалы, техники, смотреть, что цепляет лично меня. Может, это будут короткие интенсивы, может — самостоятельные челленджи. Пока я в режиме свободного поиска, и в этом есть своё удовольствие.
Что вы делаете, чтобы прокачивать не только живопись, но и навыки самопрезентации?

Самопрезентация для меня — естественное продолжение творчества. Я не зубрю речи, а запоминаю какие эмоции и образы стояли за каждой работой. Главное правило — говорить просто. "Этот набросок — про утро в пустой мастерской" или "Здесь я злилась, поэтому мазки грубые". Когда понимаешь суть работы, слова приходят сами. Если не могу объяснить идею просто — значит, сама её не до конца осознала. Тогда возвращаюсь к эскизам, ищу истоки.
/Стратегии профессионального роста
За ближайший год хочу наработать портфолио творческих, а не академических работ.
Есть ли у вас планы на участие в выставках или художественных ярмарках?

Пока не участвую — нужно сначала наработать серию, которую не стыдно показать. Но выставки для меня не просто «галочка», а одна из главных целей. Хочется, чтобы это случилось не «для галереи», а когда работы действительно будут готовы говорить за меня. Сейчас в фокусе — поиск своего визуального языка. Когда он сложится в нечто цельное, тогда и появится что выставлять. Главное — не гнаться за количеством, а делать так, чтобы каждая работа в экспозиции была честной.

Рассматриваете ли вы коллаборации с другими художниками или дизайнерами?

Да. Из этого всегда получается что-то интересное.

Что вы делаете для того, чтобы не «выгореть» и сохранить страсть к живописи?

Я научилась принимать выгорание как естественную часть творческого цикла. Когда чувствую опустошение - разрешаю себе сделать паузу. Как ни парадоксально, после таких перерывов я возвращаюсь с новыми силами, а навыки часто делают ощутимый скачок вверх.
Каким вы видите себя через год — в художественном и личном плане?

Через год - полтора первое участие в выставке.

В каких галереях или проектах вам хотелось бы выставляться?

Всегда хочется большего, но хочу начать с маленьких и камерных выставочных проектов.

Мечтаете ли вы когда-нибудь открыть собственную студию или арт-пространство?

Сейчас я не готова именно обучать. Интересно тесное комьюнити с общей мастерской.

Какой крупный творческий проект или серия работ стоят у вас на горизонте?

🤫
Чем честнее работа — тем проще о ней говорить. Правда не требует упаковки.
/Взгляд в будущее и мечты
Какой совет вы бы дали себе нынешней, если бы могли вернуться на год назад?

Сейчас хорошо, а если отпустишь — будет еще лучше.

Ксения, что для вас главное: признание в профессиональном сообществе или внутренняя удовлетворённость от творчества?

Когда ты находишь людей, которые согласны с твоим творчеством.
Спасибо за ваше внимание и интерес к историям Smart Stories!
/ Познакомьтесь с другими историями